М. Пиков

Ю. Кузнецова

"... Рад, что в нашем искусстве есть и такой художник, как Вы, который делает наше искусство глубоким. Гравюра и книга в Вашем искусстве процветают, и я вспоминаю и восхищаюсь Вашими китайцами, и греками, и персами. Спасибо Вам". Это написано В. А. Фаворским в 1963 году одному из его учеников - М. И. Пикову, мастеру, посвятившему почти сорок лет жизни художественному оформлению книги.

Родился Михаил Иванович в 1903 году. Окончив Вожгальскую школу, поступил в Вятское художественно-промышленное училище, а затем на ксилографическое отделение Вхутеина, где он учился до 1930 года. Как художник, Пиков сложился под влиянием Фаворского в 30-е годы - время окончательного становления основных реалистических принципов советской школы книжных иллюстраторов.

Очень скромный и одаренный человек, серьезно интересующийся музыкой и астрономией, тонкий знаток литературы прошлых эпох, Пиков - художник, превращающий в настоящее научное исследование иллюстрирование каждой книги. У него нет "случайных" работ. На творческом пути графика остаются лишь такие вехи, которые нельзя пройти, не заметив.



Из иллюстраций к "Сочинениям" Фиренцуолы 1933 г.



Из иллюстраций к сборнику "Московский театр Революции". М. И. Бабанова в роли Полиньки в пьесе "Доходное место" А. Н. Островского. 1932 г.



Иллюстрация к "Тружениикам моря" В. Гюго. 1931 г.



Из иллюстраций к "Антонию и Клеопатре" В. Шекспира 1944 г.



Из иллюстраций к "Сочинениям" Фиренцуолы. 1933



Фронтиспис к "Избранному" Б. Шоу. 1943 г.



Из иллюстраций к армянскому эпосу "Давид Сасунский" 1939-1940 гг.



Из иллюстраций к "Антонию и Клеопатре" В. Шекспира. 1952 г.



Из иллюстраций к "Стихотворениям" Бо Цзюй-и, 1958 г.

Первые гравюры к "Страшной мести" Гоголя, "Труженикам моря" Гюго и роману Фурманова "Мятеж" даже с некоторыми их недостатками свидетельствуют об умении молодого мастера раскрыть образы литературного произведения и о ясном понимании им выразительных возможностей ксилографии. В работах следующего периода на смену подчеркнуто-буквальному следованию внешним обстоятельствам и некоторой скованности приходит более живая характеристика героев и более свободное техническое исполнение. Полны мягкого лиризма иллюстрации к "Сочинениям" Фиренцуолы, к книге стихов Хафиза, портрет Бабановой в роли Полиньки (в пьесе Островского "Доходное место").



Из иллюстраций к поэме А. Навои "Лейли и Меджнун". 1944 г.

Поездка в Армению в 1939 году помогла выполнить полные драматизма и экспрессии листы к героическому эпосу "Давид Сасунский", а путешествия по древнерусским городам - серебристые заставки к сказкам Пушкина и к "Слову о полку Игореве". Поверхность досок для этих гравюр филигранно обработана резцом. Скромная палитра черно-белой гравюры не препятствует созданию впечатления цветового богатства оттисков. В суровые 40-е годы была выполнена серия эстампов на военную тему: "Сооружение оборонительного рубежа", "Разгром немецких войск под Москвой" и другие. В них мастер возрождал традиции русского лубка времен Отечественной войны 1812 года.



Из иллюстраций к "Избранным произведениям" А С. Пушкина. 1950 г.

Тогда же художник начинает работать над образом Прометея, к которому он еще раз обратится в 1956 году, сделав новые иллюстрации к драме Эсхила, полные глубокого гуманистического содержания.

Ясностью и совершенством художественной формы, красотой и гибкостью штриха отличаются гравюры к произведениям поэтов-лириков Древней Эллады и Рима, к "Илиаде" Гомера и трагедиям Софокла.

С не меньшей любовью гравированы фронтисписы, заставки и концовки к стихотворениям поэтов средневекового Востока - Навои, Низами, Фирдоуси и к произведениям китайских поэтов тайской эпохи Бо Цзюй-и, Ду Фу, Тао Юань мина. В изысканных, точных и четких по контурам гравюрах, вызывающих в читателях чувство восхищения, раскрывается своеобразная прелесть стихов каждого поэта.

Органично входят в круг тем иллюстратора и более современные произведения поэтов и прозаиков Востока: Лу Синя, Те Ги Чена и других.



Иллюстрация к "Ориону" А. С. Пушкина. 1950 г.



Из иллюстраций к "Илиаде" Гомера. 1944-1948гг.



Из иллюстраций к "Илиаде" Гомера. 1944-1948гг. Гравюра на титул.

Обычно в выборе книг для иллюстрирования художник отдает предпочтение авторам античного мира и Востока. Но не менее значительны его успехи в интерпретации писателей Запада от Камоэнса и Шекспира до Бернарда Шоу.

Гравюры Пикова хорошо "ложатся" па книжную страницу, органично сочетаясь с плоскостью листа, покрытой шрифтом. Совершенство композиции, четкость планов, тональное единство, а также какая-то особая бархатистость поверхности являются их неотъемлемыми достоинствами.

По-своему интересны портреты, гравированные мастером. Чаше всего это фронтисписы книг, как например, портрет Бернарда Шоу. Увидев свой портрет, Шоу написал, что он всегда хотел, чтобы люди видели его таким, каким показал его Пиков. В портретах художник старается прежде всего дать представление о характере человека, его интересуют в первую очередь основные свойства характера, а не мимолетность настроения.



Из иллюстраций к "Лирике" Хафиза. 1935 г.



Фронтиспис к книге "Поэты и лирики Древней Эллады и Рима". 1963 г.



Суперобложка к "Сонетам" А. Камоэнса. 1964 г.

Сейчас гравер заканчивает серию иллюстраций к юбилейному изданию "Божественной комедии" Данте. Работа эта была начата в 1958 году. С тех пор художник ищет и находит все новые аспекты, помогающие ему пластически выразить философскую глубину творения великого поэта. И снова научное осмысление и эстетическое восприятие памятника сливаются воедино в сознании художника. И думается, именно в этом слиянии источник того, что делает глубоким искусство художника.



Из иллюстраций к "Лирике" Хафиза. 1935 г.



В каталог
На главную